Исламские кулинарные традиции. Традиции мусульманской кухни Мусульманский обед

За всю многовековую историю ислама в странах, традиционно придерживающихся этого вероисповедания, сложились свои специфические особенности приготовления и правила приема пищи.
Ислам - мировая религия. Потому следует учитывать, что в разных мусульманских странах эти обычаи, в целом общие для всех мусульман, могут иметь и некоторые местные особенности.

Мусульманская кухня настолько разнообразна и включает в себя столько традиций, что уже со Средневековья гастрономические пристрастия мусульман, проживающих в разных концах света, значительно отличались друг от друга. Если сравнивать трапезу жителей испанской Андалусии и кочевников Аравийского полуострова того времени, то найти в ней что-то общее будет очень трудно. В настоящее время кухня Среднего Востока очень отличается от кухни мусульманского Запада, так называемых стран Магриба, расположенных к западу от Египта и Аравийского полуострова.

Происходит это из-за того, что кулинарные традиции мусульман впитали в себя национальные особенности не только арабской кухни, но и персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской. В ней можно найти даже такие блюда, которые восходят к китайской традиции. История приверженцев ислама богата завоевательными войнами, в процессе которых происходила ассимиляция культурных традиций покоренных стран, в том числе и гастрономических. Более того, практически все страны, граничащие с мусульманскими государствами, оставили отпечаток на исламских кулинарных привычках.

Единства в кулинарных пристрастиях и правилах поведения за столом у приверженцев ислама не было с самого начала. Так, персы презирали своих собратьев по вере – арабов – за то, что они, живя в пустыне, употребляли в пищу все, что можно было найти в ней съедобного: скорпионов, ящериц, собак, дикобразов, ослов и т. д. Даже арабский проповедник единобожия, пророк Мухаммед, с неодобрением отзывался о некоторых блюдах кочевых племен, которые они готовили, например, из саранчи.

Арабы в свою очередь говорили, что их тошнит от риса и рыбы, которые составляли основу персидской кухни, и, ничуть не смущаясь, превозносили свои любимые лакомства: грубый хлеб, ослиное сало и финики. А аравийский поэт Абу аль-Хинди в одном их своих произведений даже восклицал: «Ничто не сравнится со старой ящерицей!» – потому что, по его мнению, ее яйца – это пища настоящих арабов.

Несмотря на такое разнообразие вкусов и непримиримость взглядов уже в то время в мусульманской кухне было немало черт, объединяющих все ее разновидности. И одна из них – это широкое применение многочисленных пряностей. Исследователи обнаружили более 40 натуральных ароматов, источниками которых были местные и привозные травы, листья деревьев, семена, ягоды, коренья, смолы, кожура и бутоны розы. Современная исламская кухня сохранила это пристрастие к пряностям, хотя и с поправкой на региональную специализацию. Например, редкое блюдо на Среднем Востоке готовится без кардамона и имбиря, а вот в странах Магриба к ним совершенно равнодушны.

До сих пор мусульмане всего мира любят приправлять свои блюда кориандром, тмином, кумином (римским тмином), куркумой, корицей, гвоздикой, сумахом и шафраном. Однако из-за дороговизны последнего вместо него все чаще стали использовать более дешевый сафлор. Что касается мускатного ореха, мускатного цвета и аравийской камеди, их популярность со временем уменьшилась. Перцы длинный и сычуаньский, которые так любили добавлять в пищу в Средние века, уступили место перцу горошком.

Средневековые халифы традиционно начинали трапезу с фруктов, главными из которых считались финики. На закуску они предпочитали холодные соленые блюда. Затем подавались горячие (а точнее теплые) блюда из баранины, мяса ягненка, домашней птицы или рыбы с гарниром из маринованных или соленых овощей. Неизменным атрибутом мусульманского стола являлись лепешки, рецептов выпечки которых было великое множество. Ими зачастую пользовались в качестве столовых приборов и брали еду с тарелки. А заканчивалось застолье сладкими блюдами и сиропами.

К сожалению, рецепты многих блюд история не сохранила. Так, были безвозвратно утеряны секреты приготовления таких соусов как, мурри и камак, приготовление которых длилось несколько месяцев. Однако отголоски древнейших традиций легко угадываются в современной мусульманской кухне, даже в самых экзотических ее проявлениях. Если взять, например, характерное для средневековой кухни сочетание меда и соленых продуктов, оно до сих пор сохранилось в начинках сладких пирогов, которые, наряду с сухофруктами и орехами, включают в себя мясо и рыбу. А соус шикку (рассол из рыбы и раков) легко идентифицируется со средневековым соусом под названием «гарум», который получался в результате брожения рыбьих потрохов. Супы из сушеных овощей или злаков практически не изменились, а современные арабы вручную, как и их далекие предки, готовят ароматические эссенции из роз, флердоранжа, мяты и шиповника.

Мусульманская кулинарная традиция легко впитывала и быстро ассимилировала гастрономические традиции других народов. Ярким примером может послужить тот факт, что любимым блюдом пророка Мухаммеда считается сарид – похлебка из мяса и хлеба, которая в то же время является ритуальным блюдом христиан и иудеев.

Некоторые особенности мусульманской кухни

Основными продуктами в мусульманской пище считаются баранина и рис, а главными блюдами – плов и шурпа. Шурпа – это суп, однако назвать его таковым с точки зрения европейца довольно трудно, поскольку он скорее напоминает подливку.

Что же касается баранины, то ее предпочтение, например, говядине, которую ислам также не запрещает принимать в пищу, объясняется тем фактом, что тюрки, игравшие главную историческую роль в жизни многих средневековых государств западной Азии, были кочевыми овцеводами. Именно из нее готовятся основные ритуальные блюда мусульман, которые принято есть, например, в день празднования жертвоприношения. Кроме того, баранина традиционно входит в состав таких популярных на Востоке блюд, как долма и шаурма (шаверма).

Ислам запрещает мусульманам есть свинину и употреблять алкогольные напитки. Нехарактерными для мусульманской кухни являются также такие продукты, как рыба, сыр и яйца.

Популярными напитками считаются чай и кофе, а также кисломолочные, например айран. К кофе или чаю принято подавать всевозможные сладости, приготовленные из фруктов и орехов: шербет, рахат-лукум, халву и пахлаву.

Жаркий климат, царящий в большинстве мусульманских стран, стал причиной возникновения множества охлаждающих десертов на основе фруктов. Та же жара, которая вызывает порчу продуктов, привела к широкому использованию в пище острых приправ.

Традиционным хлебом у мусульман является лаваш или лепешки, которые, помимо своей основной роли продукта питания, играют еще и дополнительную: служат салфеткой и столовым прибором.


Как и в других национальных кухнях, праздничной стол народов, исповедующих ислам, заметно отличается от повседневной трапезы. Причем каждый праздник обязательно сопровождается приготовлением определенных яств.

Разумеется, помимо ритуальных блюд, приготовляемых накануне той или иной знаменательной даты, на праздничном столе присутствуют и другие традиционные мусульманские кушанья: плов, манты, таджин, кускус, различные блюда из мяса, овощей, фруктов, орехов и, конечно, сладости.

Ни одна праздничная трапеза не обходится без соблюдения определенных норм и правил поведения за столом и приема пищи. Самое важное значение для мусульманской кухни имеют налагаемые исламом пищевые запреты. И хотя в настоящее время эти ограничения соблюдаются далеко не в полной мере, тем не менее в целом их придерживается большинство мусульман.

Так, еще в доисламский период арабы, убивая животное, торопились перерезать ему горло и слить кровь, произнося при этом имя своего божества.

Впоследствии этот древний обычай освятил пророк Мухаммед. В одном из его хадисов написано: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, - все это запрещено...». Однако далее сказано, что тот, кто нарушит этот запрет не намеренно, а вынужденно, виновным не считается. Также в соответствии с догматами ислама мусульманин может есть лишь мясо животных, забитых мусульманином, что в современных условиях не всегда выполнимо.

Во всех случаях мусульманин должен стойко сохранять свою веру в Аллаха и в каждой конкретной ситуации, включая и приемы пищи, не утрачивать дарованный ему Аллахом здравый смысл.

Одно из главных пищевых ограничений ислама касается употребления алкогольных напитков. Согласно Корану, сатана (шайтан) возбуждает в людях через вино ненависть и вражду, и поэтому мусульмане не должны его пить.

Однако в современной мусульманской кухне допускается использовать небольшое количество белого или красного вина для приготовления некоторых блюд и напитков. Хотя, например, в Ливии запрет на употребление спиртных напитков имеет силу закона. Производство и ввоз в эту страну алкогольной продукции категорически запрещены.

В исламе существуют определенные предписания в области соблюдения правил приема пищи.

Перед началом трапезы мусульмане произносят: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого» или же «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада» .

А закончив еду, говорят: «Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами» .

Как до, так и после еды надо обязательно мыть руки. Причем в отличие от западных стран на мусульманском Востоке гости обычно не удаляются для мытья рук в специальное помещение, а моют их, не вставая с места, над тазиком. Как правило, льют из кувшина воду на руки гостям дети хозяина.

Согласно мусульманским традициям хозяин первым начинает трапезу и заканчивает ее последним.

Брать пищу полагается ложкой, вилкой (столовый прибор надо держать в правой руке) или руками, только не двумя пальцами.

Как только на столе появляется хлеб или лепешки, его начинают не спеша есть, не дожидаясь другого блюда. Резать хлеб ножом не рекомендуется, поэтому его разламывают руками.

Если из одной тарелки едят несколько человек, то каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. Однако, если поданы поднос или ваза со сладостями, орехами либо фруктами, гости и хозяева могут выбирать любые из них.

Перед началом чаепития следует сказать: «Во имя Аллаха» , а по окончании: «Слава Аллаху» .

Сосуд для питья надо держать правой рукой. Воду или какой-либо прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина. На очень горячий чай или кофе не принято дуть, а следует подождать, пока он остынет.

Правила приема гостей и поведения в гостях
Правила приличия при еде и питье
Обычаи ислама, полезные не только исламистам

Правила приема гостей и поведения в гостях

Когда вы пожелаете принять в своем доме гостей, то должны пригласить не только своих обеспеченных знакомых, но, вместе с ними, и малоимущих. К этому обязывают правила гостеприимства, и сам пророк Мухаммед (мир ему) сказал: "Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив, также, нуждающихся".

Приглашая к себе отца, вы должны пригласить и его сына, а если во время приглашения в доме приглашаемого будут находиться его близкие родственники, то надо позвать их всех - было бы невежливо обойти их приглашением. Принимая гостей, встречайте их у входа в дом, как можно радушнее угощайте их и оказывайте им возможно больше уважения и почтения.

Предупредительность и исключительная заботливость по отношению к гостям обязательны для хозяев в течение трех дней; начиная с четвертого - можно уже несколько меньше заботиться о гостях.

По приходе гостя подавайте угощение как можно скорее, не заставляйте его долго ждать; не следует подавать лишней еды сверх того, что гость в состоянии съесть. Хлеба (лепешек) на столе должно быть в нечетном количестве, ровно столько, сколько нужно по числу гостей; и, если один хлеб разломан для угощения, не следует ломать другой, пока не съеден первый - это была бы непроизводительная трата (исраф).

Когда кушанье подано, хозяин приглашает гостя начать есть, однако правила приличия требуют, чтобы именно хозяин первым протянул руку к блюду. Наоборот, вытирать руки после еды хозяин должен, выждав, когда это сделает гость. Не следует особенно назойливо угощать гостя, достаточно повторить приглашение три раза.

За столом хозяин должен составлять компанию гостю сообразно со вкусами и аппетитом гостя. Закончил гость трапезу, и хозяину следует перестать есть. Во время угощенья гостя хозяину дозволяется держать пост (ураза-нафил), если он начал соблюдать такой пост до прихода гостя. Самые вкусные и изысканные блюда следует предложить гостю, хозяин же ест то, что похуже и попроще.

Если еды приготовлено мало, и видно, что гость обладает хорошим аппетитом, то хозяину следует есть как можно меньше, чтобы побольше досталось на долю гостя. Если гость пожелает удалиться по окончании угощенья, не надо слишком настаивать на том, чтобы он остался. Последуйте за ним, проводите до выхода и, перед его уходом, выразите ему признательность за посещение, сказав: "Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст Вам за это Аллах своею милостью".

Не следует допускать особенной роскоши в угощении, чтобы не создалось впечатления, что вы хвастаетесь своим гостеприимством или пытаетесь затмить других. А как подобает вести себя при получении приглашения на угощение? Принять приглашение нужно обязательно, даже если вам известно, что приглашающий вас в состоянии купить, к примеру, только одну баранью ногу. Будь то значительный человек или бедняк - никого нельзя обижать отказом, а следует принять приглашение и пойти туда, куда вас зовут.

Неприлично прийти на угощение, не получив на то приглашения. Если два человека одновременно приглашают вас к себе, то нужно идти к тому из них, кто ближе живет; если же оба живут одинаково близко, то вам следует отдать предпочтение тому из них, с кем вы ближе знакомы или дружите. Неприлично, будучи приглашенным в гости, привести с собой того, кто не получил приглашения.

Если же какой-нибудь человек, не будучи приглашенным, по своему почину последует в гости за тем, кто был приглашен, то последний у входа в дом должен сказать хозяину: "Этот человек пришёл по своей воле, без моего приглашения. Если Вам угодно, пусть войдет, если же Вы этого не желаете, то пусть удалится". Этим снимается нравственная ответственность с гостя за то, что с ним пришел не приглашенный. Отправляясь в гости, следует несколько утолить свой голод дома, чтобы в собрании не выделяться из среды прочих гостей торопливостью в еде.

Придя в собрание, займите место, которое будет указано вам хозяином. Следует принимать все, что предложит хозяин, неприлично озираться по сторонам и рассматривать находящиеся в помещении вещи. Также не следует давать указания хозяину относительно приготовления пищи и всего другого. Свое мнение можете высказать только в том случае, если между вами и хозяином давно существуют дружеские отношения. Неприлично гостям передавать друг другу пищу руками, взяв кушанье с блюда. Общее правило обязывает не подавать руками пищу ни бедняку, ни собаке, ни кошке.

По окончании угощения не следует без разрешения хозяина уносить домой что-нибудь из того, что еще осталось на столе. Пища подается на стол для того, чтобы ее съели тут же, а не уносили домой. Когда хозяин, по окончании трапезы, станет свертывать разостланную скатерть, на которой угощались гости, следует помолиться о благополучии хозяина так: "О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему".

После молитвы обязательно попросите у хозяина разрешения удалиться и после этого уже не ведите продолжительных бесед, т.к. известно из предания, что Мухаммед, мир ему, говаривал: "После принятия пищи расходитесь поскорей". (Что на русский язык переводится поговоркой «Не бойся гостя сидящего, бойся гостя стоящего» , - долгие беседы в дверях перед уходом неуместны).

При еде и питье следует руководствоваться следующими правилами:

  • нужно приступать к еде только тогда, когда хорошо проголодался, а лучше есть не досыта, умеренно;
  • вообще следует остерегаться есть пищу, о которой нельзя с уверенностью сказать, что она, несомненно, чистая. Такой сомнительной пищи (шубха), ешьте как можно меньше - даже когда заставляет голод - с чувством стыда и раскаяния в душе;
  • так же поступайте и в том случае, если нет оснований считать пищу недозволенной, но предлагается она человеком жестоким или не соблюдающим всех законов Ислама;
  • не следует есть постоянно мясное без перерыва, но и не следует также обходиться совсем без мяса сорок дней подряд;
  • остерегайтесь есть или пить одни за другими некоторые продукты, т.к. это может повредить здоровью, например: после рыбы не следует пить тотчас же молоко и наоборот;
  • вареное мясо не следует смешивать с жареным, а сушеное или вяленое - со свежим;
  • не следует есть и пить одно за другим два горячих или возбуждающих, или два холодных или холодящих, два мягких и нежных или два твердых и грубых кушанья;
  • не ешьте подряд два блюда, действующих закрепляюще или два блюда послабляющих, или одно закрепляющее, а другое послабляющее - лучше ограничьтесь одним блюдом (фрукты, конечно, в счет не идут);
  • если пища готова и вы достаточно проголодались, принимайте пищу раньше обязательной повседневной молитвы, так, чтобы ко времени намаза закончить еду и идти молиться;
  • приступающие к еде должны выждать, чтобы старший из присутствующих протянул руку к пище, и тогда только сами могут тоже начать есть, однако и старшему не следует медлить - он скорее должен начинать есть, не заставляя ждать других, чтобы кушанье не остыло;
  • прежде, чем приступить к еде, необходимо прочесть установленную для того молитву или хотя бы произнести вслух: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного";
  • начинать и заканчивать трапезу надо, непременно, солью - таков обычай;
  • приступая к еде, возьмите щепотку соли, и вновь произнесите: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного"; если кто-нибудь, по забывчивости, перед началом еды не произнесет положенной молитвенной фразы "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного", и вспомнит об этом за едой, ему следует исправить свою ошибку, произнеся: "Во имя Аллаха и начало, и конец еды"; еду и питье надо брать непременно правой рукой; брать пищу с блюда следует прямо перед собой, не выбирая лакомых кусочков, лежащих на другой стороне блюда, так дозволяется брать только понравившиеся фрукты;
  • следует относиться с особенным вниманием к хлебу и крошкам - мусульмане признают хлеб продуктом священным и принимают все меры к тому, чтобы хлеб не падал со стола на пол;
  • хлеб, прежде чем начать его есть, полагается разломать на куски - будь это лепешка или весовой хлеб - непременно обеими руками, не торопясь, и честь преломить хлеб для гостей принадлежит хозяину угощения;
  • ножом хлеб не режут, от целой лепешки зубами не откусывают - все это считается неприличным;
  • не следует хлебом обтирать жир с рук после мясной пищи;
  • следует подобрать и съесть случайно выпавшие изо рта во время еды крошки - это приносит много счастья;
  • выбросить крошки - значит обнаружить свою гордость и самонадеянность; рекомендуется есть медленно, не торопясь, т.к. торопливость в еде вредит пищеварению, не класть в рот слишком большие куски и стараться прожевать все как можно лучше;
  • не следует дуть на слишком горячую пищу, нужно есть, когда она остынет сама;
  • рот следует открывать лишь настолько, чтобы поместился взятый кусок. неприлично протягивать руку к блюду за следующим куском, пока не пережеван и не проглочен предыдущий, откусив от своего куска, не следует класть вновь на блюдо оставшуюся его часть, или стряхивать приставшую к руке пищу в посуду, из которой берут еду остальные присутствующие;
  • не следует выколачивать находящийся в костях жир о хлеб, о край блюда или о скатерть;
  • считается грехом дремать во время еды, подобно животным, также не следует возвышать голос, говорить неприятные присутствующим вещи или критиковать предложенное угощение;
  • по возможности, не следует есть одному, потому что чем больше рук протянется к пище, тем больше Бог посылает ее на пользу людям, и благосостояние хозяина дома увеличивается;
  • до самого конца собрания следует всеми силами поддерживать мир, согласие и веселое расположение духа у собравшихся, а вставать следует не раньше, чем хозяин свернет скатерть, на которой подавалось угощение; встать раньше дозволяется только ввиду какой-нибудь уважительной причины;
  • вежливость требует, чтобы каждый, берущий еду из общей посуды, старался лучшие куски предоставлять другим, и не протягивал руку за лучшими кусками для себя;
  • не следует до краев наполнять ложку - это показывает увлечение пищей, а также и брать на ложку слишком мало - это часто обнаруживает гордость;
  • лучше всего наполнять ложку наполовину; надо стараться, чтобы с ложки не капало на скатерть или одежду;
  • еду, оставшуюся в ложке, недопустимо класть обратно в посуду, из которой едят другие;
  • не стоит приближать рот к самой чашке, подобно животным, засовывать ложку далеко в рот и издавать неприятные звуки, прихлебывая с ложки;
  • не следует стучать ложкой, кладя ее на блюдо; и класть ложку следует наружной стороной вниз, чтобы оставшаяся на ложке пища не капала на скатерть;
  • очищая фрукты, не следует класть снятую кожицу, зерна и косточки на то же блюдо, где лежали плоды, а сложить все это в посуду, предложенную хозяином специально для этих целей;
  • перед принятием пищи и после еды всем гостям необходимо совершить омовение рук с соблюдением всех формальностей, которые, в общем, довольно точно исполняются во всех мусульманских домах;
  • после омовения рук, перед угощением и после его окончания, произносятся особо установленные молитвы, в которых благодарят Бога за посланную пищу и просят прощения грехов хозяину дома, всем присутствующим, всем мусульманам;
  • молитву произносит кто-нибудь из старших по возрасту гостей про себя, подняв перед собой руки ладонями вверх, а закончив, проводит ладонями рук по лицу и подбородку, и этот жест молча повторяют за ним все присутствующие.

    Для питья воды существуют свои правила:

  • воду, по возможности, следует пить сидя;
  • имеются два исключения из этого правила: стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа, и воду, оставшуюся после омовения, если человеку захочется напиться, а в его кувшине будет вода;
  • на воду не следует дуть;
  • неприлично пить воду из чашки залпом, без перерыва, а следует делать это в три приема, каждый раз отрываясь от края посуды - в первый прием делают только один глоток, во второй - три, в третий - пять;
  • и придерживаясь нечетного числа глотков;
  • перед первым глотком следует произнести: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного", а по окончании питья: "Слава Аллаху, Господу миров".
  • Мусульманская кухня удивительно разнообразна, так как вобрала в себя лучшие кулинарные традиции многих стран, в первую очередь — Центральной Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья, Балкан и Африки. Широко известны арабские, персидские, греческие, турецкие блюда…

    В наше время мусульманское меню активно пополняется новыми рецептами, в том числе — западных блюд. Отдавать предпочтение классике или пробовать новое — каждый вправе решать по-своему. Мы лишь напомним основные требования к пище.

    Блюдо с уверенностью можно отнести к мусульманской кухне, если оно соответствует следующим условиям. Во-первых, важно, чтобы были использованы только разрешенные ингредиенты (халяль ). Во-вторых, готовить блюда должны с определенным намерением — во имя Всевышнего Аллаха (БисмиЛлах). И еще одно условие — умеренность.

    1. Халяль или харам

    Халяльная пища — дозволенная к употреблению Всевышним Аллахом и Сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Пищевые запреты в исламе распространяются на алкоголь, кровь, свинину, хищных животных и птиц, а также на мертвечину, в том числе мясо животных, добытое не по нормам шариата. В разных мазхабах к хараму в еде относят также пресмыкающихся, земноводных, насекомых, кроме саранчи, мясо морских животных, кроме рыб, и пр.

    «Каждое благое дело, начатое без “Бисмиллях…” будет с малой благодатью и не совершенным».

    Ангел Джабраиль три раза повторил «БисмилЛяхи рахмани рахим» в откровении и сказал:

    «Это для тебя и твоей общины, повелевай людям общины, чтобы они говорили это при начинании каждого дела, ибо я и другие ангелы не перестаём произносить БисмиЛляхи рахмани рахим с тех пор, как эта фраза была ниспослана Адаму» (имам ас-Суюты, «аль-Джамиу ас-Сагыр»)

    3. Умеренность в еде — важная особенность мусульман

    Всевышний Аллах сказал:

    «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (сура 7 «Ограды», аят 31)

    Принцип умеренности в основном связан с культурой еды и основан на этих правилах.

    1. Не ешьте, пока не проголодаетесь.
    2. Не перекусывайте между основными приемами пищи, то есть пока желудок не переварит съеденное.
    3. Относитесь уважительно к любой дозволенной еде, независимо от ваших гастрономических пристрастий, ведь все это — дар Аллаха, за который мы должны быть благодарны.

    Баранина — 1 кг
    Рис басмати— 1 кг
    Масло растительное — 300 мл
    Лук репчатый — 4 головки
    Морковь — 1 кг
    Чеснок — 2 головки
    Перец черный, красный
    Соль — по вкусу

    Способ приготовления:

    Около 500 г баранины режим на средние куски (у меня были куски чуть крупнее),моем, заливаем водой и ставим на огонь.
    Как появится убераем сверху пенку, солим, и варим до готовности.
    Морковь средьнию 3-4 штуки чистим и режим соломкой.Две луковицы чистим и режим полукольцами (можно резать как вам удобней).Когда мясо свариться добавляем растительное масло и жарим, затем добавляем лук жарим несколько минут и следом добавляем морковь.Пока все жариться займемся рисом. Очень важно чтобы рис был хорошо вымыт, моем до тех пор пока вода не станет прозрачной.Как толька мясо с морковью и луком будут готовы стараемся чтобы куски мяса остались в низу а лук с морковью с верху. Конечно это не легко но если постараться кое что из этого выходит.Затем выкладываем сверху рис. Окуратно расправляем его, солим перчим по вкусу и втыкаем 3-4 зубчика чеснока в рис.И все это заливаем водой.
    Воду и рис берем один к одному т.е. например два стакана риса и два стакана воды.
    Ставим кострюлю на быстрый огонь пока вода сверху не исчезнет т.е. сверху ее небудет видно.Затем окуратно перемешиваем рис сверху не косаясь дна и накрываем крышкой, убавить огонь до самого минимума и оставить на 30 минут..Если по окончанию времени рис будет все еще сырой можете добавить чуточку воды только не переборщите.
    Как плов будет готов все аккуратно перемешайте.



    Люля-кебаб

    Ингредиенты:

    700 г баранины, 20 г курдючного жира, 1 луковица, 80 г зеленого лука, зелень петрушки, лаваш.

    Рецепт приготовления:

    Пропустить через мясорубку мякоть бараньей лопатки или задней ноги вместе с луком и курдючным жиром, добавить соль и перец и тщательно перемешивать до тех пор, пока не получится вязкая масса. Поставить эту массу на 20 минут в холодное место. Затем сформовать ее в виде сарделек из расчета 3-6 штук на порцию. Нанизывают их на шпажки и жарят над раскаленными углями, периодически поворачивая шпажки. При подаче люля-кебаб заворачивают в лаваш и посыпают зеленью



    Суп с помидорами и зеленой стручковой фасолью

    Ингредиенты:

    1-1,5 кг баранины с косточкой или без
    - 4-5 шт красных зрелых помидор
    - 0,5 кг зеленой стручковой фасоли (свежей или мороженой)
    - лавровый лист, перец горошком
    - луковица
    - 1/2 большой головки чеснока
    - 2ст л томатной пасты
    - соль
    - вода
    На гарнир - белый рассыпчатый рис.

    Рецепт приготовления

    Мясо, баранину промыть в нескольких водах. Положить в кастрюлю и залить 2 стаканами воды. Дать закипеть. Все вылить, мясо снова промыть (уйдет вся кровь и грязь, бульон потом получится чистым и вкусным).
    Снова закладываем мясо, заливаем 2 л воды, даем закипеть.

    Снимаем пену (если есть). Кладем головку речатого лука целиком, слегка надрезав у основания, перец горошком, лавровый лист. Варим 2 часа. За полчаса до готовности мяса - солим.
    Из готового бульона достаю мясо, откладываю в тарелку.

    Стручковую зеленую фасоль перебираю, удаляю носики и хвостики, режу длинной 2-3см (так удобнее потом ложкой черпать). Промываю в холодной воде и кидаю в кипящий процеженный бульон.
    (если фасолька мороженая, то не размараживая, как есть кидаю в бульон).

    Варю 5-10 минут, почти до готовности.
    Тем временем. Срезаю, чищу помидоры от кожицы, и измельчаю в комбайне в пюреобразную массу. Кладу туда же 2 ст. л. томатной пасты.

    Добавляю томатно-помидорную смесь в бульон к фасольке.
    Сразу же чищу чеснок. Половину нормы чеснока пропускаю ч/з пресс прямо в бульон, порловину забрасываю как есть - зубчиками.
    Отложенное ране мясо, баранину, кладу в бульон.
    Варю ещё примерно минут 7.
    Все, выключаю огонь.
    Суп должен получится весьма густым из-за стручковой фасоли.
    Подается суп горячим с 1-2 большими кусками мяса на порцию вместе с гарниром.
    На гарнир, обычно, подают белый рассыпчатый рис.



    Манты с бараниной

    Состав:

    250 г баранины,

    70 г репчатого лука,

    красный перец,

    топленое масло для смазки,

    15 г уксуса,

    30 г бульона,

    50 г сметаны.

    Рецепт приготовления:

    Замесить очень крутое тесто из муки и воды с добавлением соли, накрыть его влажным полотенцем и оставить для набухания на 30-40 минут. Затем раскатать жгутами и отрывать по 5 кусочков на порцию, весом 20 г каждый, раскатать в тонкий кружок так, чтобы его края были несколько тоньше, чем середина. Жирную баранину мелко порубить, добавить мелко нарубленный лук, холодную воду, соль и перец и тщательно перемешать. Фарш положить на середину кружочка, края защипать. Затем уложить на смазанные маслом решетки-касканы. Варить на пару в течение 30 минут. Готовые манты полить соусом (бульоном с уксусом, сливочным маслом и перцем) или сметаной. Точно так же готовят манты из кислого теста.



    Хумус, как его готовить

    Хумус - полезная паста, которую обычно готовят из нута (особого твёрдого вида гороха). Хумус употребляли в пищу ещё в Древнем Египте, около 7000 лет назад.

    Хумус из нута


    Хумус готовят в разных уголках мира по-разному. Существует огромное разнообразие вкусов хумуса: с чесноком, лимоном, с зеленью, с острыми нотками. Это полезное блюдо можно мазать на хлеб, добавлять в фалафель, в рис, использовать в качестве соуса к печёному картофелю и есть просто так.

    Когда вы делаете хумус, ориентируйтесь прежде всего на собственные вкусы. Если по рецепту в хумусе содержится много тахини (кунжутной пасты), а вы её не любите, то добавьте её поменьше или не добавляйте вовсе! Соотношение ингредиентов не так уж важно, и ни один рецепт не является истиной в последней инстанции. Может, именно у вас получится настоящий кулинарный шедевр, если вы измените соотношение ингредиентов, добавите что-то своё.

    Разные виды хумуса

    А вот вам несколько рецептов приготовления хумуса с различными вкусами.

    Хумус с тахини

    Состав:
    450 г. размоченного нута (замачивать нужно предварительно на 4 часа или больше в воде комнатной температуры - до полного разбухания)
    100 мл. воды
    3-5 столовых ложек лимонного сока
    полторы столовые ложки тахини (или просто кунжута)
    2 зубчика чеснока
    1 / 2 ч.л. соли
    2 столовые ложки оливкового масла


    Как приготовить хумус с тахини

    С замоченного нута слить жидкость. По желанию можно сварить нут в течение 20 минут, но хумус из сырого нута полезнее. Все ингредиенты засыпать в блендер и прокрутить до получения однородной массы. Чтобы сделать хумус острее, можно добавить в него нарезанный красный перец чили.Сервировать хумус в чаше, сделав из хумуса горку с углублением в середине. Украсить петрушкой (по желанию).

    Подавать сразу же со свежей питой (лепёшкой), или накрыть крышкой и поставить в холодильник.
    Хумус можно хранить в холодильнике до 3 дней или в морозильной камере на срок до одного месяца.
    Если хумус покажется суховатым, можно добавить в него оливкового масла.


    Хумус с жареным чесноком

    Состав:
    450 г. размоченного нута
    головка чеснока
    2 ст. ложки лимонного сока
    1 ст. ложка оливкового масла
    1 ст. ложка орегано

    Приготовление:
    Чеснок разделить на зубчики, зубчики мелко порезать и слегка поджарить. Поджаривать нужно примерно полминуты, иначе чеснок просто подгорит.
    Далее смешиваем все ингредиенты в блендере и измельчаем до однородной массы, как в предыдущем рецепте.

    Ещё варианты: в хумус можно добавлять миндаль, тофу, различную зелень (например, очень вкусным выходит хумус с укропом), тыкву, помидоры, кедровые орешки, жареные баклажаны сою или предварительно размоченное соевое мясо. Фантазируйте и экспериментируйте! Вариантов хумуса масса!




    12 сентября начался главный мусульманский праздник - Курбан-байрам. Еда - одна из самых важных его составляющих. Без каких блюд не обходится торжественный обед и каков распорядок дня празднующих, рассказала Зарема Тагирова, кулинарный блогер и знаток татарской кухни.

    "Праздник жертвоприношения", или Курбан-байрам, - самый главный праздник для мусульман. Он начинается через 70 дней после окончания тридцатидневного поста в месяц Рамадан и совпадает с днём завершения паломничества в Мекку.

    Курбан-байрам отмечают три дня, начиная с восхода солнца, а перед праздником выдерживают 10 дней поста - уразы. Верующие умываются, надевают чистые одежды и посещают мечеть для праздничной утренней молитвы - намаза, с чтением проповеди, а также посещают и кладбища, чтобы почтить память усопших родственников. Заключительным этапом праздника является принесение в жертву какого-либо животного - барана, козы, верблюда или быка, при этом возраст барана не должен быть больше года, а быка или коровы - не более двух лет. Животное должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков, его приносят в жертву в соответствии с канонами: читают молитву, а мясо делят на три части - одну отдают нуждающимся и нищим людям либо оставляют в мечети, вторую часть используют в приготовлении праздничных блюд, которыми угощают родственников, друзей и соседей, а третья часть остаётся в доме хозяина. Мясо не должно храниться, его необходимо съесть по окончании Курбан-байрама, а кости - предать земле.

    Что же готовят на праздник из жертвенного мяса? В первый день - блюда из субпродуктов: печени и сердца. Второй день начинают с тарелки супа, приготовленного на бульоне из бараньих голов и голяшек. Готовят тушёное мясо, жаркое, дополняя рисом, бобовыми и овощами. В третий день на столах мусульман появляются супы из бараньих костей, плов, шашлык, лагман, манты, бешбармак, чучвара и многие другие традиционные блюда.

    Особое место на праздничном столе отведено сладостям, которыми принято украшать столы и одаривать детей. В Курбан-байрам выпечка, как правило, готовится с использованием миндаля и изюма: это всевозможные восточные печенья, пироги и бисквиты.

    Блюда для праздничного стола

    Джиз быз

    Джиз быз - блюдо пастухов, которым они питались и питаются в своих долгих путешествиях по пастбищам. Ливер невозможно долго хранить, вот почему это блюдо быстро готовится и тут же съедается. Потроха барашка - это кладезь витаминов и вкусов. В блюде используется весь ливер, по вашему вкусу, - печень, сердце, почки, лёгкое, брюшина, селезёнка и бараньи яйца (для мужской вариации джиз-быза). Готовят джиз-быз в садже (вогнутая стальная или чугунная сковорода с двумя ручками по бокам. - Прим. ред. ), либо в казане или воке.

    Ингредиенты (на 4 персоны):

    • набор бараньего ливера (печень, лёгкое, сердце, селезёнка) - 1 шт.;
    • лук репчатый - 4-5 шт.;
    • масло растительное / курдючное сало - 3-4 ст. ложки ;
    • чеснок - 2-3 зубчика;
    • перец болгарский - 2-3 шт.;
    • томаты - 3-4 шт.;
    • кориандр - 1 ч. л.;
    • перец чёрный молотый и соль по вкусу.

    Способ приготовления:

    Лук очистить от шелухи, помыть. Мелко нашинковать и убрать на время в сторону. Перец болгарский и томаты помыть и нашинковать. Вымыть набор бараньего ливера. Каждую составляющую отдельно нарезать. Сердце - убрать протоки и сгустки крови. Печень нарезать крупно, убрав лишнюю плёнку. Лёгкое и селезёнку также нарезать не очень мелко.

    В казане распустить масло с зубчиком чеснока. Как только он станет коричневым, его нужно убрать из масла. Первым обжарить сердце в течение 1-2 минут, затем добавить печень, после - лёгкие и селезёнку. Тщательно перемешать и обжарить в течение минуты.

    В финале добавить лук, нашинкованные томаты и перец. Они придадут блюду вкус, сок и мягкость. Тушить, помешивая, 5 минут. В конце блюдо нужно посолить, поперчить и всыпать кориандр. Перед подачей посыпать крупно нарезанной кинзой.

    Салат "Восточный"

    Не последнее место на праздничном столе занимают салаты с ливером и мясом. Восточный салат вариативен, и его можно приготовить как с печенью, так и с отварной говядиной или бараниной. Все продукты должны быть нашинкованы соломкой.

    Ингредиенты (на 4 персоны):

    • печень барашка или говядина отварная - 200 г;
    • томаты - 3-4 шт.;
    • огурец солёный - 3-4 шт.;
    • перец болгарский - 3-4 шт.;
    • лук красный - 1 шт.;
    • кинза;
    • масло растительное - 2-3 ст. л.;
    • соевый соус - 1/2 ч. л.;
    • уксус яблочный - 1/2 ч. л.;
    • перец свежемолотый;
    • соль морская;
    • кунжут.

    Способ приготовления:

    Печень барашка очистить от проток и плёнок, нарезать тонкой соломкой и обжарить 1-2 минуты на хорошо разогретой сковороде.

    Все овощи вымыть, обсушить. Лук нашинковать полукольцами и убрать в сторону. Томаты, перец и огурец нарезать тонкой соломкой.

    В миске соединить соевый соус, уксус яблочный, масло растительное, соль и перец. Всё перемешать. Проверить на баланс кислоты - сладости.

    Овощи и печень выложить в миску и заправить соусом. Выложить в тарелку салат, сверху посыпав кунжутом.

    Шулюм

    Шулюм - это наваристый, сытный суп из мяса, крупно порезанных овощей и зелени. Как правило, его готовят на открытом огне, а выбор овощей обуславливается сезонностью. Из мяса выбирают голяшки, лопатки и другие составные части барашка, а также говядину, птицу и дичь.

    Ингредиенты (на 4-6 персон):

    • баранина (голяшка) - 2 кг;
    • лук репчатый - 2 шт.;
    • перец болгарский - 10 шт.;
    • картофель - 6-8 шт.;
    • томаты - 8-10 шт.;
    • петрушка - 200 г;
    • кинза - 200 г;
    • базилик - 200 г;
    • укроп - 200 г;
    • соль;
    • перец горошком;
    • перец свежемолотый;
    • перец чили.

    Способ приготовления:

    Баранину нарубить кусками по 100-150 граммов. Лук репчатый очистить. В кастрюлю налить холодную воду, уложить мясо и лук. Первые 40 минут солить нельзя. После закипания снять пенку, уменьшить огонь и варить 1 час.

    Картофель очистить и нарезать крупными дольками. Добавить в бульон после 40-45 минут приготовления блюда. Перец сладкий нарезать соломкой. На помидорах кожицу надрезать крест-накрест, обдать кипятком и очистить от кожуры. Нарезать дольками. После часа варки мяса в кастрюлю закладываются перец и томаты.

    Всю зелень мелко нашинковать. За 10 минут до готовности начинаем её добавлять: сначала укроп и петрушку, затем через пару минут базилик, а когда суп уже готов - кинзу.

    Шах-плов

    Плов - блюдо, объединяющее людей, традиции и нации за одним столом. Его вариаций великое множество, но одним из самых ярких представителей праздничных пловов является шах-плов, блюдо азербайджанской кухни. Название происходит от его внешнего вида, который напоминает корону средневековых восточных правителей.

    Характерная черта азербайджанских пловов - газмах (это слово нельзя перевести на русский - Прим. ред. ). Это корочка из лаваша, теста или лапши, а также нижний слой риса, который прилипает к нему. Суть газмаха в том, что он, поджариваясь, препятствует сгоранию риса. Под казан часто укладывают специальный круглый железный лист, который не даёт сгореть плову и способствует равномерному распределению температуры.

    Ингредиенты (на 4-6 персон):

    • рис длиннозерновой (лучше Басмати) - 200-300 граммов;
    • баранина (мякоть) - 500-600 граммов;
    • масло топлёное или курдючный жир ;
    • соль ;
    • шафран - щепотка.

    Газмах:

    • лаваш тонкий - 2-3 шт.;
    • масло топлёное - 80 граммов;
    • кунжут.

    Ширин-ашгара:

    • курага - 80 граммов;
    • изюм (киш-миш) - 80-90 граммов;
    • масло топлёное.

    Зирвак:

    • луковица - 1 шт;
    • морковь средняя - 1 шт;
    • смесь для плова (семена барбариса, кумин, перец чили, зира) - 1 ч. л.

    Способ приготовления:

    Рис: минимум за 3-4 часа до приготовления плова необходимое количество риса как следует промыть. Залить водой, посыпать сверху солью и оставить в стороне. Важно сделать это заранее, так он быстрее сварится. В чашку всыпать шафран, залить его кипятком, накрыть блюдцем, дать отстояться минимум 4 часа или ночь.

    Наполнить самую большую кастрюлю водой (воды также должно быть много, т. к. рис набухает при варке) и поставить на сильный огонь. Всыпать много соли, несколько столовых ложек. Как только вода в кастрюле начнёт закипать, влить в неё воду, в которой замачивался рис. Как только всё снова закипит - всыпать рис, помешивая. Когда он сварится, откинуть на дуршлаг и остудить.

    Ширин ашгара: промыть сухофрукты, уложить в сотейник и залить водой, чтобы она покрыла их полностью. Поставить на огонь, тушить. Как только вода испарится, добавить масло. Обжарить ашгара на среднем огне 3-5 минут, затем дать остыть.

    Зирвак: соломкой нашинковать морковь и лук. В сухой казан положить смесь для плова и прогреть. Добавить масло или курдючный жир, протопить немного, затем обжарить овощи до золотистого цвета.

    Баранину нарезать на кусочки, добавить частями в казан, припечатывая их со всех сторон. Добавить немного воды и тушить с зирваком 30 минут.

    Газмаг: лаваш тонкий нарезать на полоски шириной 1,5-2 см.

    Сборка шах-плова: казан или форму смазать топлёным маслом, посыпать кунжутом и выложить по всему периметру нарезанный лаваш внахлёст. Его концы должны свисать за стенки казана. Снова смазать топлёным маслом. Затем выложить слой риса, слой зирвака с бараниной, слой ашгара и снова всё повторить по аналогии.

    Последний штрих: к заранее замоченному шафрану добавить немного масла и полить плов по всей поверхности. Теми кусочками лаваша, которые свисали с казана, выстелить верх плова, смазать топлёным маслом и накрыть крышкой. Поставить казан на огонь или в заранее разогретый духовой шкаф до 180 градусов на 1 час.

    Перед подачей перевернуть плов кверху дном, нарезать на куски.

    Печенье "Шакер-пури"

    Кулинарное искусство Востока создавалось и создаётся женщинами. В любой семье, независимо от достатка, умение готовить передаётся из поколения в поколение. Это суть жизни и традиции народов. Мать не записывает рецептов: её дочери смотрят годами, как она колдует на кухне. Все девушки и женщины с детства знают золотое правило: "Твой глаз - это лучшие весы".

    Восточная кухня славится изобилием сладостей и десертов. В основе многих из них специи, фрукты и сухофрукты, орехи. В Курбан-байрам отдаётся предпочтение десертам с содержанием миндаля. Печенье "Шакер-пури" - это лакомство, которым встречают и угощают гостей с чаем, ещё его раздают детям.

    Ингредиенты (на 6-10 персон):

    • мука в/с - 200 г;
    • масло сливочное - 100 г;
    • мука миндальная - 80 г;
    • корица - 1/2 ч. л.;
    • яйцо - 1 шт.;
    • желток - 1 шт.;
    • сахарная пудра - 100 г;
    • молоко - 125 мл.;
    • ванильный сахар - 20 г;
    • разрыхлитель - 5 г.

    Способ приготовления:

    Масло комнатной температуры взбить в пышную массу вместе с ванильным сахаром и сахарной пудрой. Добавить яйцо и желтки, молоко. Всё тщательно перемешать. В массу всыпать просеянную муку вместе с разрыхлителем и корицей. Заместить тесто.

    Тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5 см, при помощи формы в виде полумесяца нарезать. Уложить на лист, застланный пергаментом, и поставить в духовку, разогретую до 220 градусов, на 15-20 минут.

    Достать готовое печенье, смазать по желанию сахарным сиропом и посыпать миндальными лепестками или же посыпать сахарной пудрой. Подавать к чаю.

    Для европейца восточная кухня - это прежде всего вкуснейшие сытные блюла с необычным ароматом, преимущественно мясные. Даже сами их названия, милые слуху каждого гурмана, возбуждают аппетит: плов, шашлык, шаурма, люля-кебаб, манты… Мало кому известно, что кулинария мусульманских народов неукоснительно следует религиозным традициям ислама.
    Кому-то это может показаться странным - восточные блюда всегда ассоциируются с пиршеством, торжественным банкетом, праздником, а религиозные традиции - с аскетизмом, постами, теми или иными ограничениями. Но мусульманская кухня гармонично сочетает в себе и гастрономические изыски, и пост, и определенные запреты. Народы, исповедующие ислам, живут в самых разных частях земного шара, и кулинария Каждого из них имеет свои особенности еще и в зависимости от географического расположения страны. Но основные мусульманские законы приготовления и вкушения пищи соблюдаются ими везде.
    Обрядовая кулинария (по случаю постов или праздников) имеет множество нюансов. Что касается повседневной пищи. то определенные правила распространяются и на нее - что ни в коей мере не делает ее менее вкусной. Существуют продукты разрешенные и запрещенные, и знать о них положено каждому мусульманину - как и обо всех ритуалах, связанных с едой. Ибо законы, связанные с пищей, входят в шариат - нормы, установленные для мусульман еще в VII веке. Они постоянны и не подлежат изменению, поскольку сам Бог определил эти нормы.