Почему собакевич расхваливает мертвых душ. Зачем собакевич так расхваливает своих умерших крестьян. Отношение Собакевича к крестьянам

Меню статьи:

Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев. Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян.
В повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.

Внешний вид Собакевича

Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.

«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.

Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.

Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.

Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.

Семья Собакевича

У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.

В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.

Образ и характеристика Собакевича

Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.

Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.

«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.

С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.

Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».

Предлагаем познакомиться с в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой. Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества. А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.

Отношение Собакевича к крестьянам

Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.

При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.



Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).

Поместье и дом Собакевича

Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.

Убранство внутри дома мало чем отличается от внешнего вида. В доме Собакевича только самые нужные вещи да и те, по внешнему виду, напоминают медведя – они такие же неуклюжие.



У Михаила Семеновича живет дрозд, но Чичикову он тоже по своему внешнему виду напоминает Собакевича. Из всевозможных вариантов украшения интерьера в доме Собакевича есть только картины – в основном это греческие полководцы – тоже похожие по комплекции на хозяина дома.

Из этого следует, что образ Михаила Семеновича Собакевича лишен какой-либо привлекательности – он грубый и неприятный человек. Однако не лишен положительных качеств – он усердно заботится о своих крестьянах, старается быть хорошим хозяином.

В этой статье будет рассмотрена характеристика помещика Собакевича — одного из главных героев произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Интересно то, что идея этой поэмы принадлежала великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, а Гоголь лишь выполнил свое перед ним обещание — создал произведение.

Следует заметить, что свою миссию он выполнил не до конца, ведь изначально планировалось создание трех томов поэмы (по подобию — Ад, Чистилище и Рай), но до читателя дошел только первый. Существует предположение, что практически полностью готовый второй том был уничтожен писателем по неизвестным причинам, а третий Гоголь написать не успел. Чтобы хоть немного приблизиться к разгадке тайн, связанных с участью этих работ великого писателя, филологами современности тщательно анализируются и изучаются образы его героев, создается Собакевича, Коробочки, Манилова, Ноздрева, Плюшкина и других персонажей произведения.

История написания

Надо сказать, поэма «Мертвые души», как и многие другие сочинения автора, - бессмертное произведение литературного искусства. В нем изображена действительность России XIX века, которая находит свое отражение и в сегодняшнем дне. Деятельность невежественных чиновников, произвол властей, тяжелая судьба простых людей — все это в полной мере представлено автором на страницах произведения.

Кроме того, что Николай Васильевич дает описание разных типов людей, он также детально описывает неодушевленные предметы, что позволяет читателю ясно представить уклад жизни российского народа в XIX веке. Создать общее представление о людях того времени позволяют ключевые фигуры поэмы: Чичиков, Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич. Характеристика героя представлена Гоголем таким образом, что каждый из них наделен и типичными чертами представителей эпохи, и индивидуальными, отличными от других.

Интересным открытием наблюдателей и исследователей стало также то, что очередность появления персонажей в поэме Гоголя не случайна, все подчинено определенному порядку. Этот факт позволяет приблизиться к пониманию основного замысла произведения.

Помещик Собакевич: характеристика героя

Мертвые души продавали многие помещики. Особого внимания среди них заслуживает Собакевич Михайло Семенович. Автор знакомит читателя с этим героем задолго до его появления в сюжете. Сначала Гоголь описывает его владения, как бы подготавливая читателя к восприятию такого непростого персонажа, как Собакевич. Характеристика героя раскрывается благодаря детальному изображению его деревни, большого селения с крепкими постройками. Дом самого Собакевича был основательным сооружением и, казалось, вечным. Крестьянские усадьбы тоже отличались добротностью и надежностью. Но, что заметил Чичиков, въехав в деревню Собакевича, что хозяина владений вовсе не волнует эстетичность строений, не было на них ни единого лишнего «бесполезного» декоративного элемента. Внешний вид зданий не отличался изысканностью, практичность и функциональность — вот главная черта построек, которыми владел помещик Собакевич.

Характеристика героя также прослеживается и в описании окружающей природы. Автор рассказывает, что с одной стороны деревни был лес сосновый, а с другой — березовый. Сравнивает он леса с крыльями одной птицы, только одно из них светлое, а другое темное. Так Гоголь дает понять читателю, что Собакевич, хозяин владений, наделен разными личностными качествами.

Внешний вид помещика

Краткая характеристика Собакевича, в частности его внешнего облика, дается автором в самом произведении. Гоголь сравнивает героя с медведем средней величины, акцентирует внимание на его фраке «медвежьего» цвета. Даже имя, Михайло Семенович, было выбрано не случайно, оно невольно ассоциируется с бурым косолапым животным. К тому же помещик Собакевич и двигался по-медвежьи, то и дело наступая на чьи-либо ноги.

У героя горячий, каленый цвет лица, что, несомненно, еще раз указывает на незыблемость и прочность его натуры.

Особенности характера

Великолепно автором описан характер героя. Он раскрывается не только во внешности, походке, жестах, но и в манере говорить, и во всем укладе его жизни. С первых слов герою приписывается абсолютная приземленность взглядов и интересов.

Каждая деталь в помещении Собакевича была очень похожа на своего хозяина. На картинах, висящих в его доме, были изображены греческие герои, по внешнему виду напоминающие Михайла Семеновича. Похожими на него были и ореховое бюро, и дрозд темной окраски с пятнами.

Представлен писателем как крепкий, расчетливый хозяин Михайло Собакевич. Характеристика героя дает понять, что его крестьянам живется под его началом надежно и спокойно. А его деловитость и природная мощь, которые стали выглядеть как туповатая косность, - беда, а не вина героя.

Взгляды на жизнь

Собакевич ко всему, что связано с духовностью, относится враждебно. В его понимании культура и просвещение — это вредные и никому не нужные выдумки. Главное для него — забота о собственном благополучии и сытом существовании при любых обстоятельствах.

В разговоре с Чичиковым наш герой показывает себя хищником с мертвой хваткой, готовым любой ценой завладеть добычей. Именно в таком ключе автором дается характеристика Собакевича. Мертвые души — вот за чем к нему пришел Чичиков, и Михайло Семеныч сразу назвал вещи своими именами, не дожидаясь, пока его начнут утомлять намеками. Не постыдился он поторговаться и даже смухлевать, подсунув Чичикову Елизаветы Воробей. Во время сделки проявились основные качества помещика Собакевича. Его прямолинейность и смекалистость порой граничили с грубостью, цинизмом и невежеством.

Михайло Семенович собственноручно написал список всех своих усопших крестьян, кроме того, рассказал о каждом из них — чем занимался, какими чертами характера обладал. На первый взгляд может показаться, что Собакевич беспокоится о своих подчиненных, раз так много о них знает. Но на самом деле руководит им простой расчет — ему не все равно, кто живет в его владениях, и он хорошо знает, кто и чем может быть ему полезен.

Взаимоотношения Собакевича с окружением

Внимательный читатель, несомненно, заметит то, чем схож с другими героями Собакевич и в чем его отличия. Основные из них уже были упомянуты выше. Стоит еще обратить внимание на то, что Собакевич не приемлет скупости, о чем свидетельствует его стремление к тому, чтобы его подчиненные жили хорошо, и критика в сторону помещика Плюшкина, который, имея восемьсот душ крестьян, питается, как пастух. Сам же Собакевич любил вкусно поесть. Также он понимает, что с крепкого крестьянского хозяйства можно больше поиметь, потому, наверное, и содержит своих подопечных в достатке.

О чиновниках помещик отзывается нелестно, величая их «христопродавцами» и мошенниками. Но это не мешает ему вести с ними дела и заключать сделки. Да и вообще ни одного доброго слова не вышло из его уст, когда он говорил о людях, с которыми дружит или общается.

Выводы

Что автор оставляет Собакевичу шанс на возрождение, приписывая ему многие хорошие качества, не возникает сомнений, что душа помещика мертва. Он, как и многие другие, не допускает изменений вокруг и внутри себя, ведь меняться может только тот человек, у которого есть душа.

«Роман История одного города» - М.Е.Салтыков-Щедрин Мы разучились сеять и пахать. Глуповцы = народ. Статья «Из жизни одного градоначальника». Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее» М.Е.Салтыков-Щедрин. В. Костиков. Послесловие. Статьи: «Народ особого назначения» «Как России выйти из мглы?». Мозговой штурм.

«Годы жизни Салтыкова-Щедрина» - Ольга Михайловна Салтыкова Мать писателя. 3)Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. А в 1873 г. родилась дочка, Елизаветы. В 1889 г. резкое ухудшилось здоровья писателя. Повесть «Противоречия» была названа Белинским «идиотской глупостью». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889.

«Сатира в сказках Салтыкова-Щедрина» - Ирония Юмор Гротеск Сатира. Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: Ля-ля рыскали, ля-ля летали, ля-ля ползали, а в ля-ля никто маршировать не хотел. Н.Г. Чернышевский. В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина. Гротеск Юмор Сатира Ирония. Остановись, миленький!» А ля-ля не только остановился, а ещё пуще ля-ля прибавил.

«Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» - Семейная драма осложнилась драмой общественной. Комната, где жил и умер М.Е.Салтыков-Щедрин. В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство». Дочь М.Е.Салтыкова-Щедрина Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. 28 апреля 1889 года перестало биться сердце великого писателя-демократа.

«Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Мемориальная доска. История одного города. В ссылке. Писатель. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Состав редакции журнала. Улица. Я люблю Россию до боли сердечной. Открыт музей. Последние годы жизни. Детство писателя. Ольга Михайловна. Начало литературной деятельности.

«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Щедрин в лесу реакции. Названия книг. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Время творческих достижений. Традиции русских сатириков. Улица. Белинский. Администратор. Смерть матери. Преемственные связи. Характер его творчества. Тип художественной образности. М.Е.Салтыков-Щедрин.

Собакевич об умерших крестьянах

1

Да чего вы скупитесь? - сказал Собакевич. - Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!
Чичиков открыл рот, с тем чтобы заметить, что Михеева, однако же, давно нет на свете; но Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова:
- А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!

2

Чичиков опять хотел заметить, что и Пробки нет на свете; но Собакевича, как видно, пронесло: полились такие потоки речей, что только нужно было слушать:
- Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. А Еремей Сорокоплёхин! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
- Но позвольте, - сказал наконец Чичиков, изумленный таким обильным наводнением речей, которым, казалось, и конца не было, - зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это все народ мертвый. Мертвым телом хоть забор подпирай, говорит пословица.
- Да, конечно, мертвые, - сказал Собакевич, как бы одумавшись и припомнив, кто они в самом деле были уже мертвые, а потом прибавил: - Впрочем, и то сказать что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди.
- Да все же они существуют, а это ведь мечта.
- Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет; нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы а знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!

1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? (Она подчеркивает «сплющенность», искаженность героя и его души. У него одна забота - собирает всякое добро и гноит его, да еще и следит, чтобы никто не украл. Всего много и все пропадает, ветшает, все в запустении.)

2. Прочитаем описание дома и сада Плюшкина со слов: «Частями стал выказываться господский дом...» до слов: «...ибо в железной петле висел замок-исполин».

Обратим внимание на детали, сопровождающие это описание. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком? (В этом проявляется ирония автора - рыцарские времена прошли. Нет ничего, что оживляло бы эту картину - здесь все словно вымерло. Замок-исполин – символ подозрительности хозяина, который все запирает.)

3. Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного...» (Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош.

Первое название Плюшкина - «фигура». Чичикову непонятно, кто перед ним - «баба или мужик», во всяком случае не помещик. Чичиков подумал, что это ключница. И еще одна немаловажная деталь: характеристику Плюшкина сопровождает слово «прореха», для автора он превращается в «прореху на человечестве».)

4. Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? (Это глаза: «маленькие глазки еще не потухнули... как мыши...» Но эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а животную, здесь передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.)

5. Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...» Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? (В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всем беспорядок, а в углу комнаты куча хлама, из которой торчит кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

Заметная деталь - остановившиеся часы: в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь.)

6. Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (У автора была надежда, что этот герой способен нравственно измениться. Видимо, не случайно поэтому он дан последним в галерее помещиков.

Есть и другая точка зрения: среди всех помещиков.

Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

7. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя. (Сравнение с «трудолюбивым пауком» говорит о том, что Гоголь не стремится превратить Плюшкина в лицо трагическое. Писатель завершает свой рассказ о прошлом Плюшкина словами: «...подобное явление редко попадается на Руси...» Паук, явление - эти сравнения говорят о мертвенности натуры Плюшкина. Лицо Плюшкина Гоголь прямо называет «деревянным», хоть и скользит однажды на нем «теплый луч - бледное отражение чувства».)

8. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина? «Я давненько не вижу гостей...» и «Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую...»)

9. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»? Чтение со слов: «Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он вытаращив глаза, долго смотрел на него...»

10. Почему после такого приёма Чичиков был «в самом веселом расположении духа»? (Настоящим подарком для него были не только мёртвые, но и беглые «всего двести с лишком человек», купленные по цене в 30 копеек.)

11. Зачем, по-вашему, на страницах, посвященных Плюшкину появляется образ помещика, кутящего, как говорится, «насквозь жизнь»? Что роднит этого помещика и Плюшкина при всей разнице их характеров и образа жизни? (Гоголь прервал повествование о скупце описанием противоположного типа - дворянина, по-другому расхищавшего труд народа. Таких случаев писатель знал много, и слова его о «диком и грозящем в сем насильственном освещении» и «грозном небе» выражают предчувствие надвигающейся катастрофы для дворянского класса.)

Карточка 51

Почему Собакевич расхваливает мертвых крестьян?

В V главе Чичиков попадает к помещику Собакевичу человеку хитрому, хозяйственному и прижимистому. Чичиков просит его назначить цену на мертвые души, то есть на крестьян умерших, но числящихся еще в ревизских списках, И слышит в ответ фантастическую цифру: «по сту рублей за штуку!»

Чичиков осторожно напоминает, что ведь это не люди, они давно умерли и остался «один не осязаемый чувствами звук». Но Собакевич эти соображения пропускает мимо ушей.

«Милишкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин» - расхваливает он свой товар.

Разглагольствования Собакевича в свое время поставили в тупик критика Шевырева: «...Неестественно нам кажется, чтобы Собакевич, человек положительный и солидный, стал выхваливать свои мертвые души и пустился в такую фантазию. Скорее мог бы ею увлечься Ноздрев, если бы с ним сладилось такое дело». Действительно, зачем Собакевичу расхваливать мертвых крестьян?

Практический ум Собакевича, его мошеннические хитрость и сметка - вне сомнения. Можно предположить и сознательное намерение его поиздеваться над Чичиковым - но все же это не больше чем предположение. Гоголь намеренно не раскрывает внутреннего мира своего героя, его истинных переживаний и дум.

Обманывать председателя Собакевичу не было никакой необходимости. Говорить подобное было даже и небезопасно. И все же Собакевич не может удержаться, чтобы снова не пуститься в свои «фантазии» насчет проданных Чичикову крестьян.

Естественно предположить: Собакевич в какой-то мере действительно верит в то, что говорит. Примерно так, как верил Хлестаков в то, что он один раз управлял департаментом и что его сам государственный совет боится, И поверить в достоинства крестьян легко: они действительно были талантливы и трудолюбивы, они обеспечивали быт и жизнь господ. Шевырев называл поведение Собакевича неестественным. А на самом деле весь неподражаемый комизм речей Собакевича состоит в их полнейшей естественности, в том, что он с полной наивностью и простодушием сообщает вещи заведомо абсурдные. И потому-то Собакевич «не боится» председателя; потому-то его не смутило напоминание собеседника, что Михеев умер. Заведомого обманщика, может быть, это разоблачение поставило бы в тупик. Но Собакевич вышел из трудного положения с такой же легкостью, с какой Хлестаков «отвел» возражение, что «Юрия Милославского» написал Загоскин: «...Это правда, это точно Загоскина; а есть другой Юрий Милославский, так тот уж мой». Сравните логику ответа Собакевича: это точно, что Михеев умер, но брат его жив и стал здоровее прежнего...

Да и один ли Собакевич в гоголевской поэме верит в заведомо невероятное и абсурдное?

Вот, например, Коробочка, помещица расчетливая и практичная. Вскоре после отъезда Чичикова, купившего у нее мертвые души, она «в такое пришла беспокойство насчет могущего произойти со стороны его обмана, что, не проспавши три ночи сряду, решилась ехать в город...».

Отчего же она забеспокоилась, какой «обман» заподозрила? другой, здравомыслящий человек с тревогой подумал бы про Чичикова: не сумасшедший ли какой приезжал, одержимый бредовой идеей?

Но беспокойство Коробочки иного рода. Ее терзает мысль, не продешевила ли она, не обманул ли ее приезжий, и Коробочка отправляется в город «узнать наверно, почем ходят мертвые души». А это значит, что сама необычность товара ее не смущает, что она готова уверовать хоть и в «мертвые души», если таковые пользуются на рынке спросом.


Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988.

Манн Ю. Смелость изобретения. М.: Детская литература, 1979.