Католические праздники. Когда будет католический пост в этом году Церковный календарь католический на год

Католический календарь на 2017 год

В католическом календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов

Большинство католических праздников обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть специфические западные праздники, часть которых совсем позднего происхождения, например, Тела и Крови Христа, Христа Царя Вселенной и др. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье

Католические торжества

Непереходящие торжества с постоянной датой:

  • 1 января – Пресвятой Богородицы Девы Марии . Торжество Пресвятой Богородицы. Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира - это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.
  • 5 января — Сочельник - канун (навечерие) праздника Богоявления. Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста - в память чуда Феодора Тирона.
  • 6 января – Богоявление (День Трех царей). Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany) В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции - волхвов) - Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю - золото, Христу-Богу - ладан, Христу-человеку - мирро.
  • 19 марта – День святого Иосифа , обручника Девы Марии.
  • 25 марта – Благовещение Девы Марии .
  • 24 июня – Рождество Святого Иоанна Крестителя . Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник - предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии - Иисуса Христа - связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Отличительная черта Дня святого Иоанна - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.
  • 29 июня – День святых апостолов Петра и Павла . Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.
  • 15 августа – Успение и Вознесение Девы Марии . Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.
  • 1 ноября – День всех святых . Родительский день. День поминовения усопших.Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день - День поминовения святых и усопших. Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.
  • 8 декабря – День непорочного Зачатия Девы Марии . Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.
  • 25 декабря – Рождество Христово . Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество - семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища - мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки

Переходящие Торжества (каждый год с новой, подвижной датой):

  • 16 апреля (воскресенье) – Католическая Пасха Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи - зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях». Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
  • 25 мая (четверг) – Вознесение Господне (40-й день после Пасхи). После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу. При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).
  • 4 июня (воскресенье) – Пятидесятница (Сошествия Святого Духа), (7-е воскресенье после Пасхи - 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.
  • 11 июня (воскресенье) – День Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице). С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях - Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого - животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной - от первой).
  • 15 июня (четверг) – Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице). Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.
  • 23 июня (пятница) – Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице). Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.
  • 17 апреля (понедельник) – Пасхальный понедельник . празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «…Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Католические праздники

Непереходящие Праздники с постоянной датой:

  • 2 февраля – Сретение Господне . В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 в. в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии - встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Сретение в Римско-католической церкви - праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля.
  • 4 апреля – День святого Исидора . Католический святой Исидор Севильский (Saint Isidore of Seville, ок. 560 — 4 апреля 636), епископ Севильский, получил известность не только благодаря своему благочестию, но и благодаря любви к наукам. Он является автором одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов. Святого Исидора считают одним из последних древних христианских философов, а также последним из отцов великой Латинской Церкви. Его принято считать покровителем Интернета.
  • 30 мая – День святой Жанны дАрк .
  • 31 мая – Посещение Девой Марией Елизаветы . Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии- встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56). Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин». Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
  • 11 июня – День Святого Варнавы . Святой апостол Варнава принадлежит к лику святых семидесяти апостолов.
  • 13 июня – День Святого Антония . Святой Антоний Падуанский (St. Anthony of Padua) - несомненно, один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической церкви.
  • 6 августа – Преображение Господне . В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа. Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.
  • 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы . Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа - Пресвятой Девы Марии.
  • 14 сентября – Воздвижение Креста Господня . Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием.
  • 24 декабря – Католический Сочельник . Строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах. Трапеза носит религиозный характер и очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и читают общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы сочельника возглавляет отец семейства. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы). После окончания семейной трапезы верующие направляются в церковь на богослужение навечерия Рождества. Постящиеся в сочельник отказываются от пищи до первой звезды, когда пост заканчивается. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Разговляться принято сочивом (кутьёй) - зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами - в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд - символ сладости духовных даров.
  • 28 декабря – День святых невинных младенцев Вифлеемских . День воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом.

Переходящие Праздники (каждый год с новой, подвижной датой):

  • 1 марта (среда) — Пепельная среда , день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.
  • 9 апреля (воскресенье) – Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье). Последнее воскресенье перед Пасхой.
  • 31 декабря (воскресенье) – Святое семейство . Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. Католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

К атолические памятные дни

Непереходящие Памятные дни с постоянной датой:

  • 26 июля – Святые Иоаким и Анна , родители Пресвятой Девы Марии.
  • 7 октября – Пресвятая Дева Мария Розария .
  • 2 ноября – День поминовения усопших .
  • 21 ноября – Введение Богородицы во храм . Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Переходящие Памятные дни (каждый год с новой, подвижной датой):

  • 24 июня (суббота) – Непорочное Сердце Девы Марии (20-й день по Пятидесятице)

Посты и постные дни

  • Великий пост — с 1 марта (среда) по 15 апреля (суббота)
    Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском - в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие. До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста также были три подготовительные недели, первая из которых называлась Septuagesima, последующие, соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50). Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п. Все дни, кроме воскресений - рекомендуется пост (без воздержания). Последняя неделя Великого Поста - «Страстная» или «Святая» неделя - литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых - земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Первый из них - праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) - четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи - зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье — первое воскресенье Великого поста. Чистый понедельник- первый понедельник Великого поста.
  • Адвент пришествие — 26 ноября (воскресенье) Адвент - время ожидания Рождества Христова. 4 воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д. Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.
  • 3 декабря (воскресенье) — Второе воскресенье Адвента.
  • 10 декабря (воскресенье) – Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента - в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день - своеобразный перерыв в Адвенте - символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста - это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.
  • 17 декабря (воскресенье)
  • Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) – пятница.
  • Воздержание от пищи перед принятием Причастия – Евхаристический (литургический) пост.
2016-12-11T16:35:27+00:00 konsulmir Католические праздники Католические памятные дни,Католические праздники,Католические праздники в 2017 году,Католические торжества,Католический календарь на 2017 год,Непереходящие Памятные дни с постоянной датой,Непереходящие Праздники с постоянной датой,Непереходящие торжества с постоянной датой,Переходящие Памятные дни (каждый год с новой,Переходящие Праздники (каждый год с новой,Переходящие Торжества (каждый год с новой,подвижной датой),Посты и постные дни,Праздники и выходные дни Католический календарь на 2017 год В католическом календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов Большинство католических праздников обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако... konsulmir [email protected] Administrator

Католические торжества

Непереходящие торжества с постоянной датой

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира — это праздник романо-католической церкви, который отмечается ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.

Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона.

Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany). В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни.

Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз.

В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

Родительский день. День поминовения усопших. Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.

Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих.

Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В

католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости.

После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки.

Католические переходящие торжества

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами.

Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях».

Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление" . В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

10 мая - Вознесение Христово (Вознесение Господне) (40-й день после Пасхи)

После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу.

При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).

(7-е воскресенье после Пасхи — 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.

С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение.

Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

Празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Католические непереходящие праздники с постоянной датой

Католические переходящие праздники

(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

6 марта - Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) - день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.

14 апреля - Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой)

29 декабря - Святое семейство - Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Католические непереходящие памятные дни (с постоянной датой)

Введение Богородицы во храм. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Католические памятные дни

Непереходящие памятные дни (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

Посты и постные дни

Великий пост с 6 марта по 20 апреля

Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие.

До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста были три подготовительные недели, первая - называлась Septuagesima, последующие - соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50).

Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы.

Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота.

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье - первое воскресенье Великого поста.

Чистый понедельник - первый понедельник Великого поста .

Адвент пришествие - 24 ноября (воскресенье) Адвент — время ожидания Рождества Христова.

Четыре воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.

Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя.

Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

8 декабря (воскресенье) - Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента — в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день — своеобразный перерыв в Адвенте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста — это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) - пятница .

Воздержание от пищи перед принятием Причастия - Евхаристический (литургический) пост.

Католицизм - это западная ветвь христианства . Религиозные праздники почти все идентичны православным, хотя и есть некоторые исключения. Кроме того, празднуются на тринадцать дней раньше, так как проходят по другому исчислению. Календарь католических праздников начинается торжествами, посвящёнными Богоматери. Именно в первый день года проходят также мероприятия ко Дню мира. В каждой католической стране на утреннем богослужении люди молятся о тех городах и населении, которые страдают от военных действий.

Перед большими праздниками такими, например, как Богоявление вечером отмечают сочельник. В костёлах проводят богослужения в преддверии светлого праздника (пятое января).

А уже шестого января с размахом отмечают Крещение. Именно в этот день Креститель, приобщая народ к христианской вере, крестил в водах реки всех уверовавших в Бога отца. В это время подошёл к реке Иисус и попросил окрестить его. С небес раздался трубный глас, возвещающий всех о том, что Иисус – сын Бога. Народ, оторопевший от этого признания Богом сына своего, увидел и белоснежного голубка, планировавшего с небес на землю. Это был Святой Дух. Таким образом, объединились три ипостаси единого Бога. В этот день почитают и трёх волхвов, принесших к колыбели новорожденного Иисуса свои дары.

Днём памяти всех зверски замученных христиан считается 10 января . В феврале также есть католические праздники. 2017 лет прошло с тех пор как произошло одно из первых значительных, описанных Библией событий в жизни Иисуса. Это Сретение. Сретение празднуется и православными как память об этапе жизни Спасителя. Мария впервые на сороковой день после рождения Иисуса принесла сына в храм. На пороге святого места стоял старец Симеон, который уже давно во снах видел эту встречу с будущим Мессией.

В февральском календаре ещё есть праздники. День святой Агаты, Кирилла и Мефодия (соответственно пятого и четырнадцатого февраля). Ну и как же не вспомнить 14 февраля в связи с праздником влюблённых. Именно он занимает по популярности среди и светских праздников совсем не последнее место. О священнике, который тайно венчал солдат армии императора вопреки высочайшему указу, а потом был казнен, знают влюблённые всего мира. Именно в этот февральский зимний день поздравляют своих любимых и дарят друг другу красочные открытки, прозванные в народе валентинками.


Весенние и летние праздники

В марте в католическом календаре три праздника. Первого марта – Пепельная среда, 10-го числа – День Иосифа, человека с которым повенчалась дева Мария. В пепельную среду давние католики посыпали свои головы пеплом в знак того, что они понимают, что согрешили на протяжении года и, совершая такое посыпание – каются.
А вот 25 марта большой праздник – Благовещение. В этот день Марию ангел возвестил о том, что ждать ей скоро рождение сына Божьего.

Апрель богат праздниками. Но выделяются по значимости два. Вербное воскресенье, которое отмечается девятого апреля и Пасха – в воскресенье шестнадцатого числа. С первого марта, а это Пепельная среда и до субботы пятнадцатого апреля католики соблюдают пост. Католические праздники на 2017 год не заканчиваются Пасхой. Последующую неделю прихожане каждый день присутствуют на богослужениях Пасхальной недели.

25 мая празднуется христианами западного обряда Вознесение.

В начале июня, а именно четвёртого числа все апостолы начали понимать языки народов мира после того, как их каждого лизнул небесный огонь и на землю сошёл Святой Дух в виде очищающего пламени. В этот день богослужения приурочены знаменательному событию – сошествию на землю Святого Духа.

Святую Троицу чествуют 11 июня. Ещё есть в июне праздник святого Антония, почитаемого мирянами. Именно его в период каких-то жизненных неудач просят о помощи. Июнь богат на праздники. В этом месяце вспоминают Иоанна Крестителя (24 июня), Петра и Павла. Об этих святых проходят молебны 29 июня, прославляя благие дела которые свершали апостолы Христа.

Шестого августа католический мир вспоминает о Преображении Господнем, а пятнадцатого грустит об Успении пресвятой Девы Марии. Сентябрь начинается рождением Богородицы (8-е число). Ещё одно историческое событие произошло в сентябре. Четырнадцатого числа Воздвижение Креста, на котором закончил свою земную жизнь Спаситель.

Осень и зима католического календаря

21 ноября, согласно преданиям, родители привели маленькую трёхлетнюю Марию впервые в храм, исполняя волю божью.

С 23 ноября начинается череда замечательных праздничных дней , начало которым положит День Благодарения. За столом все благодарят Бога за то, что покровительствует каждому, за взаимопонимание, спокойствие и благополучие в семье.

Католический календарь с праздниками на 2017 год будет неполным, если добрым словом и молитвой не вспомнить святого Николая, любимца детей.

25 декабря традиционно соберутся за большим и, конечно же, праздничным столом родные и близкие люди, празднуя католическое Рождество.

31 декабря заканчивается календарный год. Церковь же в этот день вспоминает святое семейство: Иосифа, Иисуса и Марию.

Католический пост 2018 году отличается от православного не только продолжительностью, но и традициями, поэтому на нем стоит остановиться отдельно. Сначала коснемся общего – смысла поста. Так же, как и у православных, у католиков пост является периодом воздержания и подготовке к празднику Пасхи. До Великого церковного раскола, который произошел в 1054 году, была единая христианская церковь, соответственно и правила поста были едиными, более близкими к современным православным. На этом общие черты, пожалуй, заканчиваются, а посему перейдем к отличиям.

Католический пост перед Пасхой начинается в Пепельную среду, и длится ровно сорок дней, на 8 дней меньше православного. Название Пепельная среда произошло от того, что и сегодня посыпать в этот день голову пеплом в знак скорби и покаяния. Существует два канона Великого Поста у католиков: более строгий, который, впрочем, по сравнению с православным все равно кажется очень лояльным, соблюдался до середины ХХ века, а потом был принят еще более щадящий. Строгий пост сегодня соблюдают ревностные приверженцы католической веры, большинство же предпочитает поститься по «мягкому» канону.

Пищевые ограничения католического поста

В первую очередь следует отметить, что понятие пост у католиков включает в себя как постные дни, так и периоды воздержания. В постные дни у них нет ограничений в качестве пищи: можно есть даже мясо, но есть ограничения в количестве – плотная трапеза разрешается лишь один раз в день, ближе к вечеру, а две другие должны быть очень легкими перекусами. В дни воздержания запрещено есть мясо, пить спиртные напитки, но при этом можно употреблять в пищу рыбу, яйца и молочные продукты.

Строгая традиция католического поста 2018 года предписывает следующий режим: все воскресения поста – обычные дни, с понедельника по субботу – постные дни, кроме Пепельной среды и Великой пятницы: в эти дни полагается воздержание. Более легкий вариант поста у католиков предполагает отказ от мяса в следующие дни: Пепельная среда, Великая пятница, Великая суббота, и все пятницы поста. Существуют возрастные ограничения: к дням воздержания допускаются лишь дети от 14 лет, а строгий католический пост разрешен с 21 года до 60 лет, и то при условии, что это не повредит здоровью верующего.

Духовный смысл католического поста 2018 году – 15 марта по 1 апреля

В 2018 году пост у католиков начнется 15 марта и будет длиться до 1 апреля. Поскольку воздержание от пищи в Западной церкви носит скорее символический, чем практический, характер, большое внимание католики уделяют духовной сути поста: стараются воздерживаться от посещений светских развлекательных мероприятий, не устраивают праздников (исключения делаются только для детей), чаще ходят в церковь, молятся, помогают нуждающимся. Документ, регламентирующий современный католический пост, называется «Апостольской конституцией о покаянии», и был издан в 1966 году при участии Римского Папы Павла VI. Согласно «Апостольской конституции», именно раскаяние в грехах и искреннее стремление к духовному совершенствованию является основным смыслом поста у католиков, а воздержание от пищи не является приоритетным. Существует традиция – перед началом поста каждый верующий должен задать себе вопрос: «Для чего я пощусь?» и в течение всего поста через духовные размышления пытаться найти на него ответ. Если к празднику Пасхи ответ найден – католический пост прошел не зря.